Нияма (niyama) — методы приведения различных психосоматических структур (тел) в наиболее адаптивное состояние.
Ступень «Нияма» составляют пять основных принципов:
Шауча (Shaucha) — чистота, как внешняя (чистоплотность), так и внутренняя (чистота ума).
Сантоша (Santosha) — скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм.
Тапас (Tapas) — самодисциплина, усердие в достижении духовной цели.
Свадхъяя (Svādhyāya) — познание, изучение духовной и научной литературы, формирование культуры мышления.
Ишвара-пранидхана (Ishvara-pranidhana) — посвящение своих действий Богу, осознание себя как инструмента, через который Он совершает действия в физическом мире.
и семь дополнительных принципов (добавленные уже в средневековье):
Сауманасья (saumanasya) — принцип Благожелательности.
Ман-дхатар (man-dhatar) — принцип Вдумчивости.
Нирага (niraga) — принцип Бесстрастности.
Аваща (avasa) — принцип Независимости.
Мантра-вид (mantra-vid) — принцип Знания заклинаний.
Дамсанавант (damsanavant) — принцип Обладания необыкновенной силой.
Нишпратидвандва (nispratidvamdva) — принцип Неимения противников.
читать дальше
Первая Нияма Шауча (Чистоплотность)
Чистота тела, ума и окружающей среды очень важна для гармонизации энергии. Один индийский святой, Свами Читананда, однажды посетил Ананду, и увидев ржавую лейку, лежащую в саду, заметил: “Вам следовало бы поднять это и покрасить. Низшие сущности притягиваются к мусору.” Сила, которая приходит при безупречной Чистоплотности – божественное безразличие к вещам, относящимся к телу.
Вторая Нияма - Сантоша (Довольство)
Принимать вещи такими, как они есть и быть довольным – высшая степень добродетели. Однако это не означает,что нужно стать апатичными или ленивыми. Сила, которая приходит при безупречном Довольстве – высшая степень блаженства.
Третья Нияма - Тапасья (Самоограничение)
Нам следует научиться быть хозяином своих “хочу” или “не хочу” и уметь доводить до конца свои начинания. Традиционно, эта нияма означает совершенствование наших способностей по самоограничению и аскетизму – индийские писания содержат много историй о святых, получивших магические силы посредством выполнения этой ниямы. Но хотя на первый взгляд там имеется ввиду сила по отношению к окружающему миру, при более глубоком понимании становится понятно, что они говорили о силе по отношению к своему невежеству. Различные психические силы приходят при безупречном выполнении этой ниямы.
Четвертая Нияма - Свадхъяя (Самоизучение)
Интроспекция позволяет нам увидеть Бога в себе. Нет необходимости в осуждении себя и своих качеств, нужно просто развить способность иметь абсолютно ясный ум и объективность. Без интроспекции практически невозможен прогресс на духовном пути. Сила, которая приходит при безупречном Самоизучении – это видение того аспекта Бога, которому вы поклоняетесь.
Пятая Нияма - Ишвара Пранидхана (Набожность)
Набожность направляет естественную любовь сердца от мирских объектов к Богу. Это совершенно необходимое качество на духовном пути. Если Набожность достаточно сильна, возможно достигнуть цели даже без техник, как это делали христианские святые. При безупречной Набожности мы попадаем в состояние “Самадхи”, или Божественное блаженство.
Как говорил Патанджали, ямы и ниямы не должны зависеть от положения в обществе, места, времени или возможности. Он настаивал на том, что мы не должны искать оправданий с целью избежать делать их. Если мы начнем искренне практиковать эти качества, неизбежно возникнет ситуация, при которой появится сомнение в возможности практики. Однако, если мы будем упорны, то Вселенная, а не мы, начнет приспосабливаться. Это глубокая и тонкая наука, которая говорит о законах чудес. Наше сознание, работая по законам тонкого магнетизма, создает ситуации точно так же, как сознание Бога создает Вселенную. Главная роль принадлежит сознанию, а не форме. Божественное сознание, работающее по чистому каналу, (установленному в ямах и ниямах) может создать любое чудо.